Внедрение СМК (систем менеджмента качества)
Основные этапы внедрения Системы Менеджмента Качества (СМК) показаны на рисунке.

На первом этапе предприятие принимает решение о целесообразности внедрения и управления СМК исходя из перспективы развития и с учетом внутренних возможностей. Руководство предприятия решает, каким образом создавать и внедрять СМК: собственными силами или путем привлечения специализированной фирмы. Разрабатывается стратегия внедрения СМК, и проводиться базовое обучение руководящих работников предприятия методологии управления качеством. Определяется политика и цели в области качества.
Наиболее часто при разработке, внедрении и анализе документации СМ ставят следующие цели:
• Увеличить долю на рынке;
• Добиться удовлетворенности потребителя;
• Повысить эффективность и рентабельность;
• Сократить затраты и уменьшить задолженность;
• Сохранить долю на рынке;
• Улучшить взаимоотношения и моральный климат внутри организации.
Определяются пожелания и требования партнеров по бизнесу к анализу и управлению СМК.
К их числу относиться:
• Клиенты и конечные потребители;
• Персонал предприятия;
• Поставщики;
• Акционеры;
• Общество в целом;
На втором этапе разработки документации СМ производиться установление видов деятельности в Системе менеджмента качества и описание процессов по основным видам деятельности. Для определения процессов, требующихся для обеспечения потребителей предприятия продукцией и услугами, производиться анализ требований раздела МС ИСО 9001:2008 по процессам создания продукции. В результате можно получить ответ на вопрос, отвечает ли этим требованиям документация СМК предприятия, включая процессы:
• Связанные с потребителем;
• Проектирования и (или) разработки;
• Закупки;
• Контроля средств мониторинга и измерений.
Устанавливается ответственность высшего руководства подразделений.
На третьем этапе устанавливается структура, состав, правила классификации и анализа документации СМК предприятия. Составляется календарный график разработки документации СМ. Для этого производиться подбор необходимой информации о стандартах ИСО серии 9000:
• Общая информация;
• Детальная информация – МС ИСО 9000:2000, МС ИСО 9001:2008 и МС ИСО 9004:2000
• Сопроводительная информация на сайте - International Organization for Standardization www.iso.org
• Опыт применения стандартов ИСО серии 9000 во всем мире – журнал ISO Management System.
На этом этапе решается вопрос: СМК будет представляться для её сертификации или для регистрации на соискание национальной премии в области качества? В первом случае необходимо использовать требования стандарта ИСО 9001-2008 как основу для получения сертификата, во втором – необходимо использовать требования стандарта ИСО 9004-2009 совместно с критериями национальной премии в области качества для выдвижения системы менеджмента качества на соискание этой премии.
В дополнение к основным стандартам целесообразно использовать специальные тематические стандарты:
• ISO 10006:2003 (ГОСТ Р ИСО 10006-2005) «Административное управление качеством. Руководящие указания по обеспечению качества при управлении проектом» - по управлению проектами;
• ISO 10007:2003 (ГОСТ Р ИСО 10007-2007) «Административное управление качеством. Руководящие указания по управлению конфигурацией» - по управлению конфигурацией;
• ISO 10012:2003 «Системы менеджмента измерений. Требования к измерительным процессам и измерительному оборудованию» - по системам измерения;
• ISO 10013:2001 (ГОСТ Р ИСО/ТО 10013-2007) «Руководящие указания по разработке документации к системе менеджмента качества» - относительно документации по качеству;
• ISO/TR 10014:1998 (ГОСТ Р ИСО/ТО 10014-2005) ) «Руководящие указания по управлению экономикой качества» - по управлению экономикой качества;
• ISO 10015:1999 (ГОСТ Р ИСО 10015-2007) «Управление качеством. Руководящие указания по обучению» - по обучению;
• ИСО/ТУ 16949:2002 «Системы менеджмента качества. Частные требования по применению стандарта ИСО 9001:2000 для производства автомобилей и запчастей к ним» - по поставщикам автомобилей;
• ISO 19011:2002 (ГОСТ Р ИСО 19011-2003) «Руководящие указания по аудиту систем менеджмента качества и систем экологического менеджмента» - по аудиту.
На четвертом этапе на предприятии служба внутреннего аудита, вводятся в действие документы Системы менеджмента качества, осуществляется проверка соблюдения требований документов, соответствующая корректировка правил и процедур управления СМК.
Определяется степень соответствия СМК предприятия требованиям ISO 9001:2008. Для этого можно воспользоваться услугами внешних аудиторов или произвести самооценку. В случае выявления несоответствий производиться разработка плана их устранения. Этот план мероприятий должен быть обеспечен ресурсами. Назначаются ответственные исполнители, и разрабатывается график выполнения работ. На этом этапе реализуется план внедрения СМК и периодически проводиться её внутренняя оценка. Это осуществляется путем периодических внутренних аудитов СМК, используя МС ИСО 19011 в качестве руководства по аудиту и для оценки квалификации аудитора и управления программами аудита. Составляется акт о внедрении Системы менеджмента качества.
На пятом этапе выбирается орган по сертификации СМК и заключается соответствующий договор. Производиться предсертификационный аудит для подтверждения соответствия СМК требованиям стандарта с целью:
• удовлетворения требованиям контракта;
• удовлетворения требованиям рынка или предпочтениям потребителя;
• удовлетворения требованиям регулирующих организаций;
• обеспечение управления рисками;
• определения задач развития вашей организации в области качества.
После успешной сертификации СМК осуществляется её постоянное совершенствование. Требуется постоянная оценка эффективности и пригодности системы менеджмента качества предприятия. Методика совершенствования содержится в стандарте ИСО 9004-2009.