Методика и задачи при внедрении СМК
- Сегодня, как никогда ранее, потребительский спрос направлен на товары и услуги, наилучшим образом, отвечающие желаниям и предпочтениям покупателя. В процессе разработки стратегии развития ни одна компания, заинтересованная в сохранении и расширении своих рыночных позиций, не оставляет без внимания вопросы качества. Если продукция не выигрывает в цене, тогда она должна выигрывать в качестве. Сертификация по стандартам ISO необходима тем, кто намерен внедрить в своей компании систему управления качеством, чтобы поднять бизнес на более высокую стадию развития, снизить процент брака, уменьшить затраты на его исправление, а также возможные риски предприятия, связанные с вопросами качества. Успешные предприятия и фирмы не позволяют вопросам качества зависеть от воли случая. Они могут самостоятельно разрабатывать и внедрять системы управления качеством и с их помощью развивать свой бизнес. Но на этом пути существует множество сложностей и нюансов, которые сможет решить далеко не каждый опытный менеджер или руководитель. Поэтому абсолютное большинство предпочитает воспользоваться услугами специализированных организаций, имеющих опыт в области сертификации по стандартам ISO. И самый простой путь – это купить сертификат Системы Менеджмента Качества, который выдается органом по сертификации на основании разработанного Руководства по качеству и шести обязательных процедур ISO.
Можно выделить различные задачи, стоящие перед организацией или предприятием, при разработке системы менеджмента качества в соответствии с требованиями стандартов ISO. В большинстве случаев, что наиболее характерно для предприятий РФ, главная задача получение сертификата СМК. Если предприятие при создании СМК ставит перед собой цель купить сертификат СМК, то это фактически приводит к созданию документации по качеству и возможно некоторых организационных структур, поможет принять участие и увеличит шансы на выигрыш в разнообразных конкурсах, тендерах, торгах на закупку и поставку, выполнение работ и оказание услуг, даст значительное конкурентное преимущество. Но одновременно надо понимать, что покупка сертификата автоматически не повысит качество производимой Вами продукции или предоставляемых услуг. Поэтому если Вы уже имеете сертификат СМК, то следует серьезно задуматься о реальном внедрении и дальнейшем совершенствовании СМК.
Создание системы менеджмента качества с целью повышения экономической эффективности деятельности предприятия или организации, в отличие от обычной покупки сертификата, намного более продуктивно. При этом основное внимание уделяется не соблюдению формальных требований к СМК, которые впоследствии будут проверяться при ее сертификации, а обеспечению эффективности СМК, для чего необходимо соблюдение следующих условий:
-внедрение наиболее рационального состава документов;
-выделение ресурсов как на создание и функционирование СМК, так и на реализацию соответствующих действий по совершенствованию СМК;
-создание системы объективного внутреннего аудита, анализа ситуации, выработки обоснованных решений на основе полученной информации;
-решение вопросов управления и организации производства, применение передовых технологий как основы конкурентоспособности.
Для успешного создания системы менеджмента качества обязательным условием является наличие организационных, ресурсных, методических и социально-психологических условий. Если перед компанией стоит задача не просто купить сертификат соответствия стандарту ISO, а действительно создать и внедрить систему менеджмента качества, то эту задачу целесообразно рассматривать как проект, состоящий из совокупности скоординированных и контролируемых действий. Как любой проект, создание системы должно соответствовать конкретным требованиям, включая ограничения по срокам и ресурсам. Как отмечено в стандарте ГОСТ Р ИСО 9001-2008 (ISO 9001:2008), для создания СМК требуется стратегическое решение организации. Принятие такого решения высшим руководством является первым шагом при создании СМК. Далее создается команда из представителей различных подразделений, при необходимости привлекаются сторонние консультанты, и разрабатывается план создания СМК. Этот план по форме может иметь вид описания процесса.
Для многих российских предприятий и организаций перед началом создания СМК целесообразно провести обучение персонала. Повышение квалификации персонала, должно быть непрерывным процессом, поэтому в процессе создания СМК персонал должен пройти дополнительное обучение.
Приемка СМК происходит после некоторого периода ее стабильного функционирования по результатам внутреннего аудита и исследования комплексных показателей деятельности организации.
Согласно стандарту ИСО 9001-2008 (ISO 9001:2008) принцип постоянного улучшения деятельности организации является одним из основополагающих принципов менеджмента качества. При реализации этого принципа следует руководствоваться рекомендациями по улучшению СМК, приведенными в стандарте. Суть этих рекомендаций в том, что все системы и процессы должны постоянно подвергаться измерениям, анализу и улучшениям. Непрерывное совершенствование дает значительное повышение экономической эффективности.
Обратившись в наш Консультационно-методический центр, по телефону +7905-785-90-81 или отправив нам письмо по электронной почте на Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript , Вы сможете проконсультироваться с нашими экспертами по поводу существующих различных вариантов приобретения, создания, внедрения и совершенствования систем менеджмента качества, а также получить информацию по сертификации на соответствие многим другим стандартам ISO (ИСО). У нас предусмотрен широкий выбор пакетов услуг, в зависимости от пожеланий заказчика, его целей и ресурсов, начиная от возможности купить сертификат СМК и заканчивая внедрением системы менеджмента качества в полном объеме. Разработанная специалистами нашего центра система многоступенчатой сертификации, позволяет удовлетворить запросы различных категорий предпринимателей и бизнеса, от малых предприятий и ИП до крупных холдингов и корпораций.